Книга Максима Дорофеева "Джедайские техники"

Про измерения

Очень многие любят разнообразные измерения. Возможно, эта любовь уходит корнями в старое высказывание, популярное среди менеджеров: «Ты не можешь управлять тем, что не можешь измерить». Кто был автором этого утверждения сложно сказать, я его встречал у Питера Друкера, Джека Филипса, лорда Кельвина, Тома Демарко… Что характерно, Том Демарко (довольно известный деятель в области программной инженерии и разработки ПО) в 1982 году издал книгу о том, как контролировать ход программного проекта на основе количественных данных [59], а менее чем через 30 лет опубликовал статью [60], в которой чуть ли не раскаялся в прежних убеждениях, сформулировав примерно то, что Эдвардс Деминг написал в своей книге в том же 1982-м.

Про формулирование целей проекта:

  1. Что надо сделать? Это и есть ваш проект, опишите его одним-двумя предложениями.
  2. Чтобы что? Какие выгоды вы ожидаете получить в результате выполнения проекта?
  3. Что еще? Что еще, помимо вашего проекта, нужно выполнить, какие ресурсы получить или какие ограничения снять, чтобы проект принес ожидаемые результаты?
  4. А не то? Что произойдет, если проект не будет выполнен?
  5. И что? Насколько страшны и суровые последствия невыполнения этого проекта?

По словам Ротера, сотрудники компании «Тойота», начиная сложные и непредсказуемые проекты, даже не пытаются сделать так, чтобы все стало понятно с самого начала, они признают наличие темных зон (или зон жизненного опыта, получаемого в процессе).

Про экономию усилий

Но если я не люблю убираться и при этом хочу жить в доме, где чисто всегда, то разумнее было бы начать жить так, чтобы каждый день у меня в доме становилось чуточку чище, чем было вчеpa (или как минимум не грязнее). Тогда уже в среднесрочной перспективе у меня в доме будет достаточно чисто, при этом мне придется тратить усилия сильно меньшие, чем требуются для генеральной уборки.

Отличие проекта от образа жизни

Основное отличие проекта от образа жизни - цели проекта можно достичь одним мощным рывком, пусть и протяженным во времени. Результат же образа жизни достигается при условии рав номерного и каждодневного стремления к нему. Очень многое из того, что мы имеем, - результат нашего образа жизни, а не выполненных дел и проектов.

Задачи со временем требуют переформулирования

В итоге, составляя план на ранних этапах, вы поневоле принимаете ряд решений относительно пути, по которому вы будете идти к результату. Эти решения будут опираться на ту небогатую ин формацию, что доступна вам в самом начале. Позже, по мере приближения к результату, вы будете все больше и больше узнавать о проекте, но из-за эффекта установки вам будет намного сложнее заметить лучшие и более качественные решения.

Не путать проекты и образ жизни

Еще одна привычная нам путаница между проектами и образом жизни. На разницу между ними обратил мое внимание Анатолий Левенчук в комментарии к одной из записей в моем блоге. По его мнению, изучение иностранного языка - это образ жизни. Не проект, не дело, не задача, а именно новый образ жизни. Меня будто озарило: огромная часть всего того, что мы считаем проектами, на самом деле - новый способ жить. Выучить иностранный язык, заняться спортом, научиться рисовать, похудеть, воспитать свою обезьяну это все не результаты выполнения некоего проекта.

Ухаживание за списком дел

Иногда нам попадается опилок времени, когда нет желания браться за какую-либо конкретную задачу. Может быть, из-за того, что опилок слишком мал или обстоятельства, в которых он вас застал, нетипичны (например, в очереди в магазине или на эскалаторе в метро), а может, просто вы не в на строении или устали. Если хочется использовать этот кусочек времени во благо, загляните в свой список дел и поухаживайте за ним. Без всякой конкретной цели начните читать формулировки задач и неторопливо задавать себе, например, вот такие вопросы:

  1. А могу ли я как-то переформулировать эту задачу?
  2. А было ли сегодня что-то такое, что помогло бы мне ее выполнить? Хотя бы частично?
  3. Может, есть что-то такое, что позволит мне эту задачу вообще не делать?
  4. Есть ли в вашем списке на сегодня задачи, ко торые менялись больше суток назад? Пере формулируйте их.

О последнем пункте стоит рассказать подробнее. Если вы планировали выполнить задачу за сегодня, но вам это не удалось и при этом вы все равно хотите ее оставить в коробочке на сегодня», - переформулируйте ее. В психологии есть такое понятие, как «повторяющееся торможение» - неизменной информации уделяется все меньше и меньше внимания”. Этот эффект также называют «баннерной слепотой», когда, устав от обилия рекламы на веб-страницах, человек уже не способен рассмотреть потенциально интерес ное для него объявление. Если одна та же задача в неизменном виде продержится в вашем списке дел на сегодня несколько дней, скорее всего, ее шансы быть выполненной начнут стремительно снижаться. Переформулирование задачи помогает вам как минимум избежать баннерной слепоты (когда все просроченные “красные” задачи, возглавляющие список дел, уже игнорируются вашим сознанием), а как максимум позволит придать задаче больше осмысленности. Нередко именно недостаток осмысленности служит причиной

Условия полезности задач

Для того чтобы список задач приносил реаль ную пользу, необходимо, чтобы каждая (реально каждая, без исключений) задача удовлетворяла четырем критериям:

  1. Формулировка задачи должна звучать как ответ на вопрос «что нужно сделать?».
  2. Формулировка должна начинаться с глагола в неопределенной форме.
  3. Задачу можно выполнить, по минимуму используя мышление (в идеале формули ровка должна вызывать внутренний возглас: «Да это уже проще сделать, чем записать!»).
  4. Задача должна представлять собой первооче редное действие по достижению конечной цели (например, если я хочу записаться к сто матологу, а для этого мне нужно позвонить девушкам из отдела кадров и узнать телефон.

Разгружать рабочую память

Михай Чиксентмихайи в своей книге [18] вводит понятие «психическая энтропия», обозначающее беспорядок в сознании и фактически перегруз рабочей памяти нерешенными проблемами. В параграфе 1.3 упоминались ссылки на эксперименты, показывающие, что попытки удерживать что-то в рабочей памяти серьезно повышают когнитивную нагрузку и приводят к увеличению затрат мыслетоплива.

Эксперименты экспериментами, но наверняка Вы знаете из собственного опыта, во что превращается попытка удержать в голове список покупок и/или список задач. Наверняка вам знаком подобный мысленный диалог:

  • Я задача “купи молока”, ты помнишь меня?
  • Да-да, помню тебя.
  • А я задача «перезвони Коле», ты помнишь меня?
  • Да-да, и тебя помню тоже.
  • А я задача «купи молока», ты точно меня еще не забыл?

Да ты же уже спрашивала, помню я, помню! Так или иначе, в рабочей памяти воспоминания не могут сидеть неподвижно. Время от времени они выскакивают на поверхность сознания и вынуждают нас думать их.

Теги: quotesbooks