Ограничения велосипеда с фиксированной передачей


Этот пост входит в серию постов о велосипеде на фиксированной передаче.

У фикса есть ряд особенностей, о которых я заранее знал и к которым был готов. Расскажу про каждое из них.

Геометрия

Фиксы бывают разными. Трехколесный велосипед из детства — тоже фикс. Водный велосипед с курортов Краснодарского края — тоже. Я говорю лишь о тех из них, которые имеют трековые корни.
У трекового велосипеда нет не только свободного хода, но также передач и тормозов. Он предельно жёсткий. Жёстче шоссейного. База короче, иная геометрия, иная посадка, иной руль, иные втулки, иные колёса. Всё для предельной эффективности. Мягкость? Способность обрабатывать препятствия? На треке?? Зачем??? Каретка расположена выше (дабы не цеплять педалями покрытие в виражах — они же всегда крутятся). Естественно, есть разные варианты, но очень обобщенно можно сказать именно так.

Передача

Расчёт (отношение количества зубьев передней и задней звёзд) — тонкая материя. Каждый выбирает сам. К своей передаче привыкаешь. Когда передача подобрана правильно и когда к ней привык уже почти не сталкиваешься с ситуациями, чтобы не хватило отношения вверх или вниз. Есть даже специальные калькуляторы для расчёта передачи. Я пока оставил дефолтную и меня всё устраивает. Правда чтобы разогнаться нужно поработать ногами.

Педали

Ноги на фиксе обязаны быть зафиксированными на педалях. Иначе на хорошем каденсе их перемелет не хуже, чем в мясорубке. Ну и полноценный контроль велосипеда (а здесь ноги играют основную роль) без фиксации попросту невозможен. Про торможение не говорю — вас выбросит с велосипеда при попытке тормозить. Фиксеры сохранили такой рудимент, как туклипсы, многие используют именно их.

У меня пока не получается вцепляться в туклипсы обоими ногами на ходу. Поэтому нужно на что-то опереться, вставить обе ноги и потом уже ехать. Но когда ты стоишь на перекрестке, то обычно не ни времени ни опоры чтобы вцепляться в обе педали. Поэтому я всегда, даже при остановке на дороге, оставляют одну ногу пристёгнутой, а вторую оттолкнувшись ставлю на педаль. Один раз при поездке в дождь у меня обе ноги не были пристегнуты и при разгоне на перекрестке ноги слетели с педалей. Было неприятно.

Оверлап

Из-за короткой базы и очень компактной геометрии переднее колесо перекрывается находящейся в переднем положении педалью. При повороте оно её просто задевает. Это и есть оверлап. Оверлап бывает и на шоссерах, но на фиксе ситуация осложняется тем, что остановить педаль в безопасном положении (и избежать задевания) здесь нельзя. Оверлап — милая фишка, к которой нужно привыкнуть. Я несколько раз задевал ногами за колесо, но больших неудобств от этого не было.

Комфорт

Этот пункт не про фикс. Жёсткий, минималистичный велосипед без передач, тормозов и свободного хода.

Контроль

Как только привыкнешь к фиксу, начинаешь наслаждаться великолепным контролем. Велосипед — как продолжение твоих ног. Ощущения сходны с ходьбой или бегом. Потом на других велосипедах очень не хватает этого волшебного чувства.

Техника педалирования

Чем меньше вариантов — тем эффективнее ты используешь каждый из них. У фикса одна передача — будь добр, используй на 100% именно её. Поначалу это сложно, но постепенно становится нормальным и каденс от 20 до 200, и заезд в торчки на скорости 30, и моментальный переход в положение стоя, и вывешивание на руле. Естественно круговое педалирование, естественно работа всем телом.

Управление

Велосипед как велосипед, только короткий, жёсткий и очень резкий. Но из-за фиксированной передачи на нём можно ехать в обратную сторону :)

Торможение

Можно замедляться педалями — просто сопротивляешься их вращению, можно стопорить их вращение и блокировать колесо — ставя ноги в обрез и вывешиваясь на руле. Смысл один — замедление требует усилий, порой больших, чем разгон. Для меня до сих пор каждое торможение — это маленький подвиг. С крутой горы, где любой велосипедист отдыхает, контролируя скорость пальцами рук, фиксер работает на замедление, тратя немало сил. Ещё есть такой забавный метод торможения, который годится для аварийных ситуаций — можно тормозить «тапком» — ставить ногу на задние перья (под седло почти) и шаркать ею по покрышке. Запах палёной резины и минимум усилий. Только научиться нужно. И это одна из причин, по которой нежелательно ставить заднее крыло или багажник. Мне слава богу пока пользоваться таким способом не приходилось.

По умолчанию с моим велосипедом шли ручные тормоза для переднего и заднего колеса. Меня при сборке в магазине спрашивали хочу ли я ставить тормоза и я не стал отказываться. Их всегда можно снять, если будет полная уверенность в контроле велосипеда без них.

При написании этой заметки использовалась статья из блога ВелоЖизнь.

Метки: bike personal