Книга "Легенда-962"

https://etud-otradnoe.ru/directions/chess/Legenda962 https://etud-otradnoe.ru/directions/chess/Legenda962_part2

Зачем после открытия школы в 1988 году он сразу взял курс на «Белую ладью»? Александр Петрович изначально распространял свои амбиции на весть могучий Союз Советских Социалистических Республик и стремился к узнаваемости ШШ «Этюд» именно на всесоюзном уровне. Через жуткое по конкуренции первенство Москвы в каждом возрасте (раньше была «чётная» градация «до 10 лет», до «12 лет» и т.д.) на Союз отбирался всего один (!) юный шахматист – чемпион Москвы своего возраста. А с учетом того, что в Москве работали мощнейшие школы «Дворец Пионеров», школа Т.В. Петросяна, районные Дома пионеров, выход на всесоюзную арену можно было сравнить с выигрышем в лотерею. Поэтому, заметив разобщенность в шахматном школьном движении, Александр Петрович увидел путь, который вывел не одного гениального фанатика-одиночку, а целых 5 учеников ШШ «Этюд» на всесоюзную арену под его тренерским началом.


Кратко резюмируя тренерское кредо Бодиско, можно выделить следующие три базовых элемента:

Авторитарный стиль управления. Партия со взрослым шахматистом, как 10 партий со своими сверстниками (разделял подход Рустема Камского, с которым был знаком). Команда должна быть сплоченным коллективов из учеников ШШ «Этюд», а каждый ее участник – гармонично развитым интеллектуально и физически ребенком (Александр Петрович на дух не выносил «гениальных» юных шахматистов-фанатиков в комплекте с соответствующими родителями. Истории про Аллу Пилипюк и «сопли-вопли» стали предметом воспоминаний в предыдущих главах).


В тот период Сергей Богатыревич очень любил поправлять фигуры, уделяя особое внимание ориентации своих и чужих коней (они должны были стоять повернутыми строго вперед, что стало предвестником будущей истории по расположению кровати в номере). Фигуры поправлялись после каждого хода, что вызвало недовольство Зинковича, который хотел, как минимум своих коней повернуть влево для удобства перемещения. Шахматная составляющая закономерно померкла (соперники обменивались язвительными репликами, обсуждая, как часто и за чье время можно поправлять фигуры; можно ли поправлять чужие фигуры и прочее). В самой партии опыт взял верх.


С начала учебного года А.П. Бодиско быстро понял, что у него совсем мало времени, чтобы добиться существенного прогресса, особенно в игре Ярослава нужна интенсификация подготовки. Обычного режима с двухразовыми занятиями в неделю и турнирами по выходным, по мнению Бодиско, было недостаточно. Александр Петрович долго придумывал новый формат «полное погружение», который в итоге опередил свое время. Так «бесчеловечно» юных шахматистов в те годы никто не готовил. Суть метода «полное погружение» заключалась в том, что мы с понедельника по пятницу к 10:00 вместо общеобразовательной школы шли в шахматную школу, где нас ждал примерно такой распорядок дня:

с 10:00 до 12:00 теоретические занятия, разбор сыгранных тренировочных партий;
с 12:00 до 13:30 тренировочные партии;
с 13:30 до 15:00 обед и отдых;
с 15:00 до 16:00 индивидуальная дебютная подготовка;
с 16:00 до 18:00 теоретические занятия в группе;
с 18:00 до 20:00 тренировочные партии со старшими товарищами.

«Полное погружение» мы выполняли один раз в две недели в течение октября и ноября 1990 года (неделя – шахматы в ШШ «Этюд», неделя – средняя школа № 962). До этого мне не приходилось так интенсивно заниматься в детских шахматах. Сначала, конечно, было очень тяжело, и к вечерним занятиям голова плохо соображала. Но уже в ноябре организм полностью привык, и голова работала на полную мощность в течение всего тренировочного дня. Важным элементом методики А.П. Бодиско были тренировочные партии со старшими ребятами. Бодиско стремился к тому, чтобы именно в ШШ «Этюд» мы получали сверх нагрузки для уверенности и спокойствия в игре со сверстниками в официальных соревнованиях. «Одна партия с взрослым, как десять партий со сверстниками» – так оценивал А.П. Бодиско пользу от партий в тренировочном процессе. На «полное погружение», кроме меня, ходили Ярослав Смирнов, Ольга Лысова и еще несколько перспективных юных шахматистов в возрасте до 10 лет.


Интересно, что «полное погружение» в организационном плане было быстро согласовано с директором школы № 962 Л.А. Поляковой. Но неожиданно уперлось в принципиальную позицию одного из наших физруков Дмитрия Геннадьевича Гужева, который выдал жесткую фразу: «Физкультуру Захаров должен посещать!» Тут мне на помощь пришел известный нашим читателям Юрик, который сказал, что с 8:30 разрешает посещать Саше Захарову физкультуру с 5-м классом, где учебным процессом руководил он. Для старшеклассника тех лет из «Отрадного» не было лучшего объекта для насмешек, чем младший по возрасту шахматист-ботаник. Уже на первом занятии дружное местечковое хулиганье выдало в мой адрес большую порцию негатива и вдобавок нечаянно приложилось по корпусу пару раз во время контактных видов спорта. Прямое выяснение отношений было абсолютно исключено по причине чужой территории и неравенства сил, поэтому мне предстояло крепко подумать до следующего занятия, как поднять свой авторитет. Через день на физкультуре после разминки мы должны были играть в футбол. При делении все хулиганы собрались в отдельную команду со своим главарём на воротах. Пока команда, в которую выбрали меня, ждала очереди, в голове сформировался четкий план, куда именно я хочу «случайно» попасть мячом. Надо признаться, получилось не с первого раза, мяч почему-то упорно шел в ворота. Зато с третьего раза из выгоднейшего положения я смачно засветил, куда метился. Мое сверхточное попадание оживило Юрика, который подбежал к месту происшествия и по-отечески объяснил незадачливому вратарю, как снять невыносимую боль подпрыгиванием на пяточках. Команда хулиганов попыталась было отомстить за своего вожака, но тут уже Юрик объяснил негласные законы спорта, а мне тихонько бросил: «Молодец, моя школа!».


Пятёрка фундаментальных взглядов А.П. Бодиско на подготовку не просто сильного шахматиста, а всесторонне развитого человека, выглядит следующим образом:

Родная единственная шахматная школа – «место силы ученика», где за него болеют и всегда рады видеть независимо от спортивного результата. Однократная смена школы в погоне за «журавлем в небе» – потеря навсегда «места силы» и слом спортивного характера.
Одна партия со взрослым шахматистом в учебном плане равна 10 партиям со сверстниками.
Гармоничное умственное и физическое развитие ребенка. Шахматы высокого детско-юношеского уровня – большая часть жизни, но жизнь – не только шахматы.
Безграничное доверие в шахматном и человеческом плане верным ученикам из п.1.
Преемственность поколений в каждом элементе работы шахматной школы: от руководства и тренерского состава – до учеников и выпускников.

В “Легенде-962” наглядно показано, как методы и принципы работы А.П. Бодиско воплощались на практике. Автор книги надеется, что на конкретном успешном шахматном примере новые поколения родителей юных шахматистов много раз подумают, прежде чем поставить судьбу ребенка на «ZERO» (бросить общеобразовательную школу, заниматься только индивидуально, ограничить контакты и живое общение со сверстниками-шахматистами, играя бесконечные он-лайны, запустить физическую форму и многие другие распространенные ошибки).


Об особенностях характеров Бодиско и Вульфсона, наших взаимоотношениях «тренер-спортсмен» речь пойдет далее на страницах книги, охватывающей периоды тесной работы именно с ними. А здесь мне бы хотелось отдать дань уважения Леониду Васильевичу Бетину, которому удалось поставить меня на «шахматные рельсы». Не только я, но и другие известные по первой части «Легенды-962» шахматисты Евгений Наер, Илья Шашнов и Сергей Богатыревич по праву называли его «Первый тренер».

Леонид Васильевич по образованию искусствовед, практически занимавшийся научно-исследовательской работой в реставрационном комбинате Андроникова монастыря. По долгу службы Бетин часто выезжал заграницу на экспертизы исторических документов, а глобально он являлся одним из ведущих специалистов в стране в области истории русского искусства в направлении древнерусской живописи и икон. Круг общения полностью соответствовал его статусу, в гостях можно было запросто встретить выдающихся ученых и реставраторов.

Не удивительно, что шахматы были одним из любимых хобби, превратившимся по стечению обстоятельств в дело жизни на довольно длительный период. Его сын Василий посещал кружок шахмат Кировского дома пионеров на улице Лескова. Леонид Васильевич не только водил своего сына, но и принимал активнейшее участие в его шахматном обучении. Однажды, без предупреждения большой группы юных шахматистов основной профессиональный тренер начинающих не пришел на занятия, и Бетин старший по доброте душевной и личной инициативе заменил его. Временное решение всем очень понравилось, а штатный специалист не спешил возвращаться к трудовым обязанностям. Так во многом случайно в 1983 году и началась тренерская карьера Леонида Васильевича.

У Бетина было второе неожиданное хобби… – бокс! Искусствовед, шахматист и… боксёр. Леонид Васильевич, в очередной раз отвечая на вопрос от любопытствующих родителей и учеников, так формулировал свою позицию: «В шахматах, как и в боксе, одна ошибка может привести к нокауту». Фантастическая историческая линия и прообраз «отца» Легенды-962 профессионального боксёра и физрука Иванова Юрия Анатольевича.

Теги: draft